Для тех, кто готов рисковать, всегда наготове шампанское. Но цена риска — потеря лица бренда, утрата лояльности клиентов, общественное порицание и даже проблемы с законом.
Троллинг, использование актуальных инфоповодов и трендов, смешки и реверансы в сторону конкурентов — все это стало обычной практикой в SMM и в маркетинге в целом. Провоцировать свою аудиторию увлекательно, и потенциально может обеспечить взрывной рост продаж, но может закончиться и полным разгромом репутации и даже повлечь ответственность перед законом.
Статья № 97-ФЗ от 2014 года (закон о блогерах), устанавливает правила, в соответствии с которыми, обладатели страниц, сообществ, аккаунтов в соцсетях с аудиторией более 3000 человек, несут ответственность перед законом равную официальным СМИ.
Что нужно делать, чтобы соц. сети стали помощниками в расширении бизнеса и приносили прибыль?
- Прежде всего — изучить целевую аудиторию бизнеса и выбрать подходящую для вашей ЦА социальную сеть;
- Правильно настроить рекламную кампанию и распределить бюджет, чтобы клиенты не обходились слишком дорого;
- Продумать контент. Не просто полезный, а цепляющий аудиторию, заставляющий взаимодействовать с вами и друг с другом;
- Постоянно корректировать контент и рекламную кампанию, следя за настроением, эмоциями и желаниями ЦА.
Способы ведения рекламных компаний:
- вирусный маркетинг — создание новости для обсуждения;
- партизанский маркетинг — обыгрывание уже существующей новости;
- провокационный маркетинг — создание необычных ситуаций, вызывающих сильные эмоции;
- наружная реклама — банеры, листовки и т.д.
Провокация аудитории в SMM-продвижении
Провокационный маркетинг — креативный и нестандартный вид продвижения бизнеса. Этот метод основан на эмоциях клиентов, на стимулировании воображения.
Большинство рекламных кампаний не несут полезной информации и со временем наш мозг фильтрует такую рекламу, просто переставая её замечать.
Смысл провокации аудитории в том, чтобы привлечь внимание, заинтересовать и вовлечь в диалог всеми доступными методами.
Методы провокации условно делятся на несколько видов:
- Sexvertising — использование мотивов сексуальности;
- Scandal strategy — воздействие на аудиторию через скандальные события и шок;
- City teaser — поэтапная рекламная кампания, построенная на тайне, которая постепенно раскрывается, завлекая аудиторию;
- WOM technоlоgy — сарафанное радио;
- Life placement — реклама товаров или услуг в виде театрализованного представления.
Список методов постоянно расширяется, но всех их объединяет одно — очень тонкая грань между рекламной кампанией и нормами приличия, этикета и законом.
Яркий пример ситуативного маркетинга, это Aviasales — сервис поиска и бронирования авиабилетов, который порой оказывается в центре скандала из-за очередного дерзкого использования инфоповодов.

Пост в фейсбуке Aviasales, использующий инфоповод о том, что Анджелина Джоли подала на развод с Брэдом Питтом

14 сентября Роскомнадзор заблокировал PornHub в РФ. Уже утром 15-го Aviasales публиковали спецпроект в фирменном стиле PornHub.
Дмитрий Колодин, SMM Aviasales показывает какие результаты может принести использование ситуативного маркетинга.

Сравнение результативности ситуационных постов в сообществе Aviasales
В еще один пример реализации интересного и креативного провокационного маркетинга можно поставить сеть ресторанов быстрого пистания «Burger King». Эти ребята регулярно ходят по очень тонкому льду, проверяя на прочность границы дозволенного общественной морали и закона.
БК не упускает возможности насолить конкуренту — сети Макдоналдс.
В честь открытия своего 400-го ресторана, БК прислал в офис McDonald’s торт в виде бургера, с кремовой надписью «Нас уже 400! Ну вы держитесь там!».
Специально для Ольги Бузовой БК создали блюдо под названием «Большой хрен». Таким оригинальным образом компания решила поддержать звезду, которая переживает бракоразводный процесс.
Бренд так же предложил Ольге Бузовой стать лицом кампании «В рот круглый год». По мнению БК, параметры ее рта идеально подходят для рекламы Воппера.
И все-таки, иногда БК заходит за рамки дозволенного законом. Федеральная антимонопольная служба признала недозволенной очередную рекламную кампанию «Burger King», приуроченную к открытию очередного ресторана сети. Компании грозит штраф до 500 тыс. руб.
Эпатажная реклама несомненно привлечёт внимание аудитории, но будьте готовым к тому, что внимание это может быть не только положительным.
Пользователи социальных сетей привыкли открыто выражать эмоции, и если провокационный контент не очень удачен, он может вызвать скандал, обеспечить бренд негативными отзывами и серьёзно пошатнуть репутацию компании.
Поэтому, чтобы не рисковать лишний раз клиентами, создание провокационного контента лучше доверить профессионалам.